ГДЗ Проверь себя стр.130 учебник по русскому языку 3 класс 2 часть Канакина, Горецкий

Рекомендуемые решебники

Выбрать другое задание / страницу

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

1. Составьте сообщение на одну из тем.
1. Какую роль выполняют глаголы в нашей речи?
2. Что я узнал(а) о глаголе как части речи?

Глагол – очень важная часть речи, по частоте употребления занимающая второе место после существительного.
Глагол обозначает действие и поэтому обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека в трудовой, социальной, экономической, научной, общественной деятельности, различные явления природы.
Кроме содержательной насыщенности, глагол обладает высокой эстетической ценностью. Выразительность языка достигается подбором как различных глаголов, так и однокоренных (досказать – высказать – пересказать).
Сила русского глагола в способности не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. Оно может длиться долго, может произойти в один момент, может обозначать начало, а может и конец действия.
Таким образом, глаголы обозначают различные действия и задают нашей речи определённый ритм, т. е. делают её выразительной).

2. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? и др.
Глаголы, которые отвечают на вопросы что что делать? что сделать?, стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма — это начальная форма глагола.
Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти, -чь.
Глаголы изменяются по числам.
Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? и др.
Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов и отвечает на вопросы что делают? что сделают? и др.
Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы что делает? что делают? Эти глаголы обозначают действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи.
Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы что делал? что сделал? что делали? что сделали? Эти глаголы обозначают действия, которые уже произошли или происходили в прошедшем времени, до момента речи.
Глаголы в форме будущего времени отвечают на вопросы что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать? Эти глаголы обозначают действия, которые произойдут в будущем времени, после момента речи.
Глаголы изменяются по временам. От глаголов, которые в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать?, можно образовать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.
От глаголов, которые в неопределённой форме отвечают на вопрос что сделать?, можно образовать глаголы только прошедшего и будущего времени.
Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.
Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.
Частица не с глаголами пишется раздельно.

2. Прочитайте. Докажите, что только одно слово является глаголом.

Сон, спать, сонный.

(Что?) сон — сущ.
(Что делать?) спать — глагол.
(Какой?) сонный — прил.

3. Прочитайте и запишите глаголы.

Кричать, сгореть, говорить.

Подчеркните глагол, от которого нельзя образовать форму настоящего времени. Измените по временам любой другой глагол. Запишите глагольные формы.
прош. вр. наст. вр. буд. вр.
Кричал, кричит, будет кричать.
прош. вр. наст. вр. буд. вр.
Говорил, говорит, будет говорить.

4. Составьте и запишите предложение, употребив в нём глагол жить в настоящем времени. Подчеркните в предложении грамматическую основу.

Я живу с мамой и папой.

5. Прочитайте. Выпишите из предложения словосочетания. Над глаголом укажите время.

буд. вр.
Скоро прилетят на родину скворцы.
Прилетят (когда?) скоро, прилетят (куда?) на родину.

6. В чём сходство данных форм глаголов и в чём различие?

наст. вр., мн.ч. прош. вр., ед.ч. наст. вр. ед.ч.
Блестят — блестел — блестит.

7. Прочитайте. В каких предложениях глаголы употреблены в переносном значении?

1. Сияют звёзды. 2. Застучал дятел. 3. Город проснулся.

8. Рассмотрите схемы слов. Словам какой части речи будет соответствовать каждая схема? Подберите и запишите слова к каждой схеме. Укажите над ними части речи.

сущ. гл. прил.
мыш/к[а] вяж[ет] жен/ск[ий]
книж/к[а] ляж[ет] апрель/ск[ий]
кош/к[а] пляш[ет] москов/ск[ий]

Второй вариант ответов:

1. (страница 130)

Составьте сообщение на одну из тем.

1. Какую роль выполняют глаголы в нашей речи?
2. Что я узнал(а) о глаголе как части речи?

Сообщение на тему: «Какую роль выполняют глаголы в нашей речи?»

Парус

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

М. Лермонтов

Во втором четверостишье найдём глаголы. Прочитаем стихотворение без них.

волны — ветер,
И мачта и…
Увы! он счастия
И не от счастия!

Делаем вывод: мы не поняли смысла.
Да, глаголы очень большую роль играют в нашей речи. Они называют разнообразные действия.

-1. Глаголы движения.

Глаголы движения нужны, чтобы рассказать о движении предмета.
Примеры: идёт, скачет, прыгает.

-2. Глаголы речи.

Глаголы речи нужны, чтобы наша речь была более яркой.
Примеры: говорить, шепнуть, закричать, сообщить, возразить.

-3. Глаголы труда.

Глаголы труда нужны, чтобы рассказать о трудовой деятельности предмета.
Примеры: писать, копать, лить, стирать.

-4. Глаголы звучания.

Глаголы звучания нужны, чтобы рассказать о звуках, которые издаёт предмет.
Примеры: звенеть, петь.

-5. Глаголы цвета.

Глаголы цвета помогают нам раскрасить предмет, передать его цвет.
Примеры: краснеть, зеленеть, белеть.

-6. Глаголы чувства.

Глаголы чувства помогают передать чувства, которые испытывает предмет или настроение предмета.
Примеры: радоваться, смеяться, любить.

2.

Прочитайте. Докажите, что только одно слово является глаголом. Сон, спать, сонный.

Слово сон отвечает на вопрос что?. Значит это имя существительное.
Слово спать отвечает на вопрос что делать?. Значит это глагол.
Слово сонный отвечает на вопрос какой?. Значит это имя прилагательное.

3.

Прочитайте и запишите глаголы.
Кричать, сгореть, говорить.

• Подчеркните глагол, от которого нельзя образовать форму настоящего времени. Измените по временам любой другой глагол. Запишите глагольные формы.

Кричать, сгореть, говорить.
Кричал, кричит, будет кричать.

4.

Составьте и запишите предложение, употребив в нём глагол жить в настоящем времени. Подчеркните в предложении грамматическую основу.

Мой друг живёт в высоком доме.

5.

Прочитайте. Выпишите из предложения словосочетания. Над глаголом укажите время.
Скоро прилетят на родину скворцы.

Скоро прилетят (буд. вр.), прилетят (буд. вр.) на родину.

6.

В чём сходство данных форм глаголов и в чём различие?
Блестят — блестел — блестит.

Блестят – наст. вр., мн. ч.
Блестел — прош. вр., ед. ч.
Блестит — наст. вр., ед. ч.

7.

Прочитайте. В каких предложениях глаголы употреблены в переносном значении?
1. Сияют звёзды. 2. Застучал дятел. 3. Город проснулся.

Город проснулся.

8.

Рассмотрите схемы слов. Словам какой части речи будет соответствовать каждая схема? Подберите и запишите слова к каждой схеме. Укажите над ними части речи.

птичка сущ., плетёт гл., апрельский прил.