ГДЗ ГДЗ по русскому языку к учебнику за 4 класс Канакина Часть 1 Проверь себя Страница 78

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

1. Подготовьтесь к проведению конференции на тему «Что мы узнали о словах русского языка». Для сообщения выберите любую группу слов (однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие и новые слова, фразеологизмы). Для иллюстрации можно использовать словари, рисунки.

Урок-конференция
«Что мы узнали о словах русского языка»

Тема «Синонимы и антонимы»

Русский литературный язык насчитывает большое количество синонимов. Синонимами называются слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению, например: интересный – увлекательный, занимательный (рассказ); бояться – робеть, ужасаться; темнота – потёмки, тьма.

Умелое использование синонимов делает нашу речь более разнообразной, точной и выразительной.

Ярким выразительным средством языке выступают антонимы — слова, противоположные по значению, например: мрак — свет, громкий — тихий, любить — ненавидеть и т. п.

Антонимы служат для более наглядного сопоставления, сравнения контрастных понятий. 

Существуют словари синонимов и антонимов. Откройте их. С помощью словарей назовите и запишите синонимы и антонимы слова храбрость, слова вежливость, слова быстро.

Тема «Фразеологизмы»

Мы уже знаем, что наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Не зная отдельных слов, нельзя понять, о чём говорится в предложении. Но, оказывается, есть предложения, смысл которых складывается не из значения отдельных слов, а только от их сочетания. Такие устойчивые выражения называются фразеологизмами.

Продолжите стихотворение:

У маленького Паши
Ботинки просят…

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой …

Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых…

Как много принято у змей,
Кусают за ногу гадюки.
А потому при встрече с ней
Берите, дети, ноги в…

Отгадайте фразеологизм по рисунку. Запишите их. Запишите значение фразеологизмов.

сесть в лужу

Сесть в лужу — попасть в неприятную ситуацию.

жить как кошка с собакой

Жить как кошка с собакой — ссориться, ругаться.

лить крокодильи слезы

Лить крокодильи слёзы — сильно плакать.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников 

2. Прочитайте слова. Рассмотрите схему. Объясните, все ли слова состоят из данных значимых частей.

упр. 183 с. 97 - 1б

Лесник, подъезд, красный, лесной, полоска, хорошо.

  • Запишите слова, соответствующие данной схеме. Выделите в них все значимые части слова.

Лес/ник, крас/н/ый, лес/н/ой, полос/к/а.

3. Прочитайте. Запишите только те слова, в которых одинаковое количество звуков и букв. Докажите, что вы правильно выполнили задание.

Ключ, вьюга, солнце, шмель, яхта, съезд, мяч.

Ключ (4 б., 4 зв.), вьюга (5 б., 5 зв.), съезд (5 б., 5 зв.), мяч (3 б., 3 зв.).

4. Выберите любое правило. Подготовьте сообщение о том, как применить это правило при письме. Назовите слова, в которых есть орфограмма на это правило.

Разделительный мягкий знак (ь)

Раздельный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.

В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука – согласный звук [й’] и последующий гласный звук:

семья – семь[й’á], колье – коль[й’э́],
ружьё – ружь[й’ó], вьюнок – вь[й’у]нóк,
соловьи – соловь[й’и], судья – судь[й’á].

Раздельный мягкий знак (ь) – это орфограмма: платье, эскадрилья, воробьи, чутьё, льют. 

Раздельный мягкий знак (ь), как и мягкий знак – показатель мягкости согласного, при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним: вью-нок, пе-рья.

5. Прочитайте.

   н.          гл.      числ.       сущ.     мест.    гл.         сущ.
Ночью пришёл первый заморозок3. Он надышал3 холодом
пр.  сущ.   пр. сущ.  с. мест.    гл.          гл.         прил.
на  стёкла  в  доме,  и  они запотели, посыпал зернистым3
сущ.     сущ.         гл.       пр.   сущ.
инеем крыши, захрустел под ногами.

К. Паустовский

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

Заморозок3 — сущ. (что). Н. ф. — заморозок. Неодуш., нариц., м. р., в И. п., в ед. ч. Подлеж. 

Надышал3 — гл. (что сделал?). Н. ф. — надышать. В прош. вр., в ед. ч., в м. р., в 3-м л. Сказ.

Зернистым3 — прил. (каким?). Н. ф. —  зернистый. В м. р., в ед. ч., в И. п. Втор. чл.